Климат умеренный муссонный. Средняя температура января -22°С, июля 18°С. Осадков около 700 миллиметров в год. Важный транспортный узел Дальнего Востока. Речной порт (самый значительный на Амуре). Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали. Узел автодорог (магистраль Хабаровск - Бикин и другие направления). Имеется аэропорт.
Основан в 1858 году как военный пост Хабаровка (назван в честь русского землепроходца Е.П. Хабарова). С 1880 года город Хабаровка, административный центр Приморской области, с 1884 года Приамурского генерал-губернаторства. В 1893 году город переименован в Хабаровск. В 1872 году в Хабаровске построен речной порт. В 1873 году открыта первая начальная школа. В 1897 году Хабаровск соединён железной дорогой с Владивостоком.
В конце XIX века в Хабаровске имелись каменный православный собор, 3 православные и римско-католическая церкви, 11 училищ, в том числе реальное, кадетский корпус, техническое железнодорожное училище, женская гимназия и другие организации. Велась торговля мехами. Действовали паровая мельница и несколько кирпичных заводов. В 1891 году открыт памятник графу Н.Н. Муравьёву-Амурскому - генерал-губернатору Восточной Сибири (руководил экспедициями по Амуру в 1850-1855-м годах). В 1894 году создан Приамурский (Хабаровский) отдел Русского Географического общества с музеем и библиотекой. В 1902 году в Хабаровске основан военный завод «Арсенал» (ныне «Дальдизель»). В 1908 году создана база Амурской флотилии.
В начале XX века Хабаровск - крупный торговый центр Дальнего Востока. В 1916 году был построен железнодорожный мост через Амур, соединивший Хабаровск железной дорогой с Восточной Сибирью. В ноябре 1922 года Хабаровск в составе Дальневосточной республики (ДВР) вошёл в РСФСР. С 1926 году центр Дальневосточного края, с 1938 года Хабаровского края. В 1940 году соединён железной дорогой через станцию Волочаевка с Комсомольском-на-Амуре.
Современный Хабаровск - это крупный промышленный, научный и культурный центр. Главные отрасли Хабаровска машиностроение и металлообработка (завод «Дальэнергомаш», завод «Дальдизель», станкостроительный завод, судостроительный завод имени 60-летия СССР, кабельный завод, завод отопительного оборудования), нефтеперерабатывающая промышленность, деревообрабатывающая промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность. Развито производство строительных материалов. Действует Химико-фармацевтический завод. В Хабаровске действуют Научно-исследовательский институт водных и экономических проблем Российской Академии наук, Дальневосточный научно-исследовательский институт сельского хозяйства, а также отраслевые научно-исследовательские институты.
Работает технический университет, медицинский институт, педагогический институт, фармацевтический институт, институт инженеров железнодорожного транспорта, институт искусств и культуры, институт народного хозяйства, институт физической культуры, факультет Московского юридического института, филиал Московского коммерческого университета, филиал Новосибирского электротехнического института.
Работают драматический театр, театр музыкальной комедии, театр юного зрителя, филармония, краеведческий музей, художественный музей.
Город протянулся вдоль Амура и его протоки более чем на 40 километров. Во 2-й половине XIX - начале XX веков Хабаровск застраивался деревянными и каменными зданиями в духе эклектики. По генеральному плану 1970-х годов выстроены новые жилые районы (типовая застройка), созданы санитарнозащитные зоны между жилыми и промышленными районами. Среди крупных административных и общественных зданий: Дом Советов (1930 год, архитектор И.А. Голосов) в стиле конструктивизма; инженерный корпус объединения «Хабаровсккрайстрой» (1972); Театр музыкальной комедии (1977). От Центрального района Хабаровска на северо-запад и юго-восток идут Тихоокеанское и Краснореченское шоссе, ставшие главными осями формирования промышленных районов города.
На левобережье Амура находится зона отдыха с пляжами, зелёными островами и рощами, местами для рыбалки.
Население: 14 900 (1897), 52 000 (1926), 207 000 (1939), 323 000 (1959), 436 000 (1970), 528 000 (1979), 614 600 (1992).